Адаптационный период — серьезное испытание для малышей 2-3 года жизни.
В период адаптации:
- У детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями.
- Отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма.
- Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного исчезновения.
- Дети теряют часть приобретенных ранее навыков.
- Резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.
- Происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития.
- Соматические изменения проявляются в виде потери массы тела, побледнении кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса.
- У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями обнаруживаются расстройства в виде энуреза, энкопреза, неустойчивости стула, обострения кожных заболеваний.
Характер и длительность адаптации зависят от:
- возраста ребенка;
- здоровья ребенка;
- уровня развития ребенка;
- индивидуальных особенностей ребенка (тревожность, темперамент и др.);
- уровня сформированности у ребенка адаптационных механизмов;
- уровня сформированности у ребенка адаптационных механизмов;
Что делать ДО адаптации:
- отрегулировать режим дня.
- получить информацию о температурном режиме в группе.
- рассмотреть варианты одежды ребенка (для группы, для улицы).
- познакомиться с методами работы сада, с меню ДОУ.
- познакомиться с воспитателями.
- посетить группу.
Что делать В ПЕРИОД адаптации:
- Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.
- Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.
- В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.
- свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.
- Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели «выходной день» для малыша.
- В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
- Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксолиновой мазью. Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.